Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Историческая справка

 

Муниципальное образование № 50 (МО МО Ивановский) находится на территории бывшей Невской заставы.

 

История района корнями уходит в сердце истории города. В 1720-е годы одновременно со строительством города начали прокладывать казенные постовые дороги для связи столицы с другими городами России. Первая по значимости дорога шла на Москву, а вторая через Шлиссельбург на Архангельск, поэтому ее назвали Шлиссельбургским трактом. Ныне это – Проспект Обуховской обороны – одна из главных городских транспортных артерий, часть которой проходит и по территории округа Ивановский.

 

В конце XVIII века земли на Шлиссельбургском тракте постепенно переходили в государственную казну и застраивались фабриками и заводами. Еще в начале XVIII века на берегах Невы, богатых глиной и песком, появились кирпичные заводы. А для строящегося Петербурга нужно было очень много кирпича.

 

В 1744 году один из кирпичных заводов был преобразован по указу императрицы Елизаветы Петровны в Порцелиновую мануфактуру, которая в 1765 году была переименована в Императорский фарфоровый завод (и ныне располагающийся по историческому адресу - просп. Обуховской Обороны, 151). Невская застава стала родиной отечественного фарфора, после того как ученому-химику, другу М.В. Ломоносова, Д.И. Виноградову удалось разгадать секрет его изготовления. Сегодня Императорский фарфоровый завод – единственное предприятие в России, выпускающее изделия из тонкого костяного фарфора – повышенной белизны, тонкости, просвечиваемости.

 

Одним из крупных промышленных предприятий Петербурга был Александровский чугунолитейный и механический завод, который начал работать в 1826 году. На заводе был литейный цех, «который по устройству и огромности не имеет себе подобных в России» – так писали о нем в начале XIX века. Заводские умельцы сделали очень много для украшения нашего города: Колесницу Победы на арке Главного штаба, Московские и Нарвские триумфальные ворота, Колесницу Аполлона на фронтоне Александровского театра, Египетские ворота в Пушкине, великолепную решетку у Смольного и много других уникальных изделий.  В 1894 году Александровский завод был разделен на Александровский механический завод (ныне ОАО «Пролетарский») и главные вагонные мастерские (ныне ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод»).

 

ОАО «Пролетарский завод», расположенный на территории МО Ивановский, прошел путь от первых пароходов до сложнейших судовых механизмов. В 1830 году с верфи Александровского завода была спущена «Нева» – большое по тому времени грузопассажирское судно водоизмещением 250 тонн с двумя паровыми машинами и колесным двигателем. Весной следующего года «Нева» пришла в Одессу, обогнув всю Европу, – впервые в истории русского мореплавания пароход совершил столь далекий рейс. «Нева» открыла первую на Черном море регулярную пароходную линию Одесса-Константинополь. В 1834 году недалеко от Кронштадта был произведен первый залп перископной глубины с подводной лодки, созданной по проекту военного инженера К. Шильдера на Александровском заводе. Эта была первая цельнометаллическая подводная лодка в России. На этом же заводе в 1845 году был сооружен первый отечественный паровоз, которому на заводе установлен памятник.

 

Современный Невский район образован после Февральской революции 1917 года. Застройка Ивановской улицы велась с 1936 года по 1957 год с перерывом и разрушениями во время Великой Отечественной войны. Однотипные шестиэтажные дома с портиками и лоджиями на фасадах возведены в конце 30-х годов. Они образуют целостную композицию, созданную под влиянием классических традиций.

 

Архитектурная доминанта муниципального округа и всего Невского района – большая прямоугольная площадь перед въездом на Володарский мост через Неву. Этот мост, первым из невских мостов построенный из железобетона (инж. Г. Передерий, арх. К. Дмитриев), был введен в эксплуатацию в 1936 году.

 

На просторной площади у Володарского моста возвышается монументальное здание Володарского райсовета (ныне администрация Невского района), возведенное в 1938-1940 годах по проекту архитекторов Е.А. Левинсона, Н.Н. Фомина, Г.Е. Гедика. Это здание органично вписалось в застройку пред мостовой площадью и гармонично сочетается с постройками Ивановской улицы.

 

На рубеже 1950-х годов перед градостроителями встали новые задачи в связи с массовым возведением домов, с переходом от строительства отдельных зданий и застройки фрагментов улиц к формированию больших массивов. Улица Полярников, дом 10 – это адрес первого крупнопанельного дома, родоначальника городских микрорайонов не только в нашем городе, но и во всей стране.

 

Сегодня муниципальный округ развивается, район живет активной жизнью.  Ивановский карьер – территория инноваций.  Открытый в 2019 году Ивановско-Щемиловский сад у Ивановского карьера стал лауреатом Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. Он удостоен Золотого диплома и памятного знака «Зеленый куб». На площади в 7,7 га обустроены несколько функциональных зон – для тихого и спортивного отдыха, для детей и молодежи, для тех, кто хочет пообщаться, отдохнуть, полюбоваться природой. Новое пространство максимально функционально и насыщено полезной для посетителей разного возраста инфраструктурой.

 

Ежегодный Ивановский фестиваль – уникальное в масштабах города событие, вдохновителем, автором и организатором которого уже многие годы является МО Ивановский.