История

Краткая историческая справка

Муниципальное образование № 50 находится на территории бывшей Невской заставы.

   В 1720-е годы, одновременно со строительством города, начали прокладывать казенные постовые дороги для связи столицы с другими городами России. Первая по значимости дорога шла на Москву, а вторая через Шлиссельбург на Архангельск, поэтому ее назвали Шлиссельбургским трактом.

   В конце XVIII века земли на Шлиссенбургском тракте постепенно переходили в государственную казну и застраивались фабриками и заводами. Еще в начале XVIII века на берегах Невы появились кирпичные заводы, так как берега Невы оказались богатыми глиной, песком. А для строящегося Петербурга нужно было очень много кирпича.

   В 1744 году один из кирпичных заводов был преобразован по указу императрицы Елизаветы Петровны в Порцелиновую мануфактуру, которая в 1765 году была переименована  в Императорский фарфоровый завод.
Разгадать секрет изготовления фарфора удалось ученому-химику, другу М.В. Ломоносова, Д.И. Виноградову. Невская застава стала родиной отечественного фарфора (ныне – ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод» – единственное предприятие в России, выпускающее изделия из тонкого костяного фарфора – повышенной белизны, тонкости, просвечиваемости).

   Одним из крупных промышленных предприятий Петербурга был Александровский чугунолитейный и механический  завод, который начал работать в 1826 году. На заводе был литейный цех, «который по устройству и огромности не имеет себе подобных в России» – так писали о нем в начале XIX века. Заводские умельцы сделали очень много для украшения нашего города: Колесницу Победы на арке Главного штаба, Московские и Нарвские триумфальные ворота, Колесницу Аполлона на фронтоне Александровского театра, Египетские ворота в Пушкине, великолепную решетку у Смольного  и много других уникальных изделий.

   В 1830 году с верфи Александровского завода была спущена «Нева» – большое по тому времени грузопассажирское судно водоизмещением 250 тонн с двумя паровыми машинами и колесным двигателем. Весной следующего года «Нева» пришла в Одессу, обогнув всю Европу, - впервые в истории русского мореплавания пароход, совершивший столь далекий рейс. «Нева» открыла первую на Черном море регулярную пароходную линию Одесса-Константинополь.

   В 1834 году недалеко от Кронштадта был произведен первый залп перископной глубины с подводной лодки, созданной по проекту военного инженера К. Шильдера на Александровском заводе. Эта была первая цельнометаллическая подводная лодка в России.
На этом же заводе в 1845 году был сооружен первый отечественный паровоз. Первому отечественному паровозу на заводе установлен памятник – его модель в уменьшенном виде.

   В 1894 году Александровский завод был разделен на Александровский механический завод (ныне ОАО «Пролетарский») и главные вагонные мастерские (ныне ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод»). ОАО «Пролетарский завод» прошел путь от первых пароходов до сложнейших судовых механизмов.

   Современный Невский район образован после Февральской революции 1917 года, когда было ликвидировано деление на полицейские части и участки.
Жилищное строительство началось с 30-х годов. Застройка Ивановской улицы велась с 1936 года по 1957 год с перерывом и разрушениями, которые были во время Великой Отечественной войны. Однотипные шестиэтажные дома с портиками и лоджиями на фасадах возведены в конце 30-х годов. Они образуют целостную композицию, созданную под влиянием классических традиций.

   Композиционный центр района – большая прямоугольная в плане площадь перед въездом на Володарский мост через Неву. Этот мост, первым из невских мостов построенный из железобетона (ин ж. Г. Передерий, арх. К. Дмитриев), был введен в эксплуатацию в 1936 году.

   На просторной площади у Володарского моста возвышается монументальное здание Володарского райсовета (ныне территориальное управление Невского административного района), возведенное в 1938-1940 годах по проекту архитекторов Е.А. Левинсона, Н.Н. Фомина, Г.Е. Гедика. Один из его фасадов выходил на новую озелененную площадь, на которой в 1950-е годы были сооружены фонтаны. Это здание органично вписалось в застройку пред мостовой площади и гармонично сочетается с постройками Ивановской улицы.

   В послевоенные годы архитекторы и строители не ограничили свою деятельность только восстановлением разрушенного. Примером дальнейшего развития классических традиций в архитектуре стал созданный по проекту Н.Н.Фомина комплекс малоэтажных домов на Белевском поле.

   На рубеже 1950-х годов перед градостроителями встали новые задачи в связи с массовым возведением домов, с переходом от строительства отдельных зданий и застройки фрагментов улиц к формированию больших массивов. И опять, как и в 30-е годы, Невский район оказался на переднем краю массовой застройки. Отсюда пошло крупнопанельное строительство. Улица Полярников, дом 10 – это адрес первого крупнопанельного дома, родоначальника городских микрорайонов не только в нашем городе, но и во всей стране.

   Новые крупнопанельные жилые кварталы были впервые возведены в Невском районе, над их проектами работали архитекторы: Г.И. Александров, А.В.Алане, А.В.Васильев, Д.С. Гольдгор, Е.А. Левинсон, А.В. Шприц и другие. Первые постройки появились на улице Седова, Мартыновской (ныне О. Бергольц), на Троицком поле, на улице Бабушкина.