Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

«Под одним небом»

 

Народности России

 

Уже больше 100 лет в нашей стране живет и процветает особенный маленький  народ. Не все знают о его существовании, но настоящие профессионалы и специалисты разыскивают его представителей по всему миру, и информацию о нем ценят как истинное сокровище. Родом этот народ  отсюда, из Петербурга. В рамках проекта "Под одним небом" мы хотим рассказать вам об этом особенном народе - фарфоровых статуэтках из коллекции "Народности России",  которые уже более века выпускают на Императорском фарфоровом заводе, и которые украшают собой собрания Эрмитажа, Музея Этнографии, Петергофа, Дома ученых, иностранных музеев и частных коллекций всего мира.

Депутат нашего Муниципального совета Лариса Владимировна Комягина - председатель профсоюзного комитета Императорского фарфорового завода - показала нам скульптуры из этой коллекции, хранящиеся в Музее Императорского фарфорового завода.

История серии «Народности России» началась в 1907 году. Ее выпуск инициировал лично император Николай II в преддверии 300-летия Дома Романовых.  Научную поддержку в работе оказал Музей антропологии и этнографии, руководство проектом  поручили известному скульптору и театральному декоратору Павлу Павловичу Каменскому (1858-1922). Для составления списка народов России использовали результаты первой и единственной всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.
Список народностей согласовывался с Кабинетом Двора, для которого был важен политический аспект серии. Состав фигур косвенным образом отражал приоритеты заказчика в вопросах национальной политики. Например,  статуэтка поляка не фигурирует ни в одном официальном документе ИФЗ из-за сложности «польского вопроса». Статуэтка еврея хоть и была включена в список фигур первой очереди, но ее исполнение постоянно откладывалось – острота «еврейского вопроса». Первоначальный проект включал в состав 400 фигур. После скрупулезного отбора было принято решение об исполнении 73 народностей, т.е. 146 мужских и женских фигур в национальных костюмах.

При создании фигур мастера уделяли внимание не только костюму, но и характерным особенностям телосложения, пропорций, черт лица, в которых читаются чувства, ум, характер той или иной народности, даже воспроизведению правильной структуры волос (жесткие прямые или мягкие вьющиеся и т.д.). Фигуры исполнялись в бисквите, в фарфоре, с надглазурной и подглазурной полихромной росписью. Средняя высота – 40 см. Исполнялись и модели в уменьшенном размере - примерно 20 см.
В количестве 3-4 штук в год фарфоровые фигуры должны были ежегодно представляться к Императорскому Двору перед праздником Рождества Христова. Но Каменский работал быстрее - к началу 1913 года было выполнено 53 фигуры. С началом Первой Мировой войны темп замедлился. Революция прервала десятилетний выпуск серии. После 1917 года новые модели не создавались, однако свободная роспись фигур уже без этнографической точности продолжалась.

В библиографических источниках приводят разные цифры о количестве изготовленных фигур. Сегодня известно о существовании 74 моделей скульптора.  Сведений о тираже не сохранилось. Необычно и то, что материалы по изготовлению каждой отдельной скульптуры пока не удалось обнаружить – нет ни рабочих записей, ни эскизов Каменского.

Проект не имел аналогов в европейской практике. Коллекция «Народности России», созданная П.П. Каменским на Императорском фарфоровом заводе, стала воплощенной в фарфоре повестью о главном богатстве России — культуре населяющих ее народов.

В 2007 году на Императорском фарфоровом заводе началось восстановление легендарной серии. 12 лет скульпторы Анна Трофимова, Галина Белаш и Анатолий Данилов воссоздавали фигуры "Народностей России" с использованием технологий 3D-моделирования по оригиналам из коллекции Государственного Эрмитажа. В 2019 году к 275-летнему юбилею Императорского фарфорового завода проект был завершен. Сейчас полная коллекция фигур хранится в Фонде «Наследие» АО «ИФЗ».

Параллельно в 2012 году был открыт новый проект «Народности. Коллекция XXI». Скульптуры современной серии продолжают историческую коллекцию. Соблюдая размеры и стилистику работ, созданных П.П.Каменским, скульптор Анатолий Данилов работает над созданием образов народностей, населяющих Россию в XXI веке.  Первыми стали изображения народностей Ямало-Ненецкого автономного округа: ненцы, ханты, селькупы. Следующими героями серии стали парные фигуры Казанских татар. Как и мастера начала XX века скульптор  предваряет работу по созданию фарфоровых статуэток работой в архивах и этнографических коллекциях.

 

 

#пододнимнебом

 

 

В России живет более 190 разных народов со своей культурой, историей, верованиями и, конечно, национальным характером. Поэтому национальный вопрос имеет особое значение для нашей страны, для ее целостности и развития. Наш общий долг перед будущими поколениями россиян – сохранять это уникальное разнообразие, поддерживать межнациональное согласие, формировать объединяющие нас ценности и традиции.
Сегодня мир открыт, как никогда раньше, с каждым годом он становится все более открытым, и именно сегодня человечеству не хватает уважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу.
Понятие толерантности вошло в нашу жизнь в 1995 году. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это понятие подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят, пока это не нарушает чьих-либо прав. Только толерантное отношение к чужим взглядам, особенностям, даже внешности позволит построить действительно благополучное общество будущего, в котором люди не будут проявлять беспричинной враждебности по отношению друг к другу.

Мы хотим на нашем уровне показать, что такое толерантность  в конкретном ее аспекте – межнациональные отношения в системе нашего большого города, для более глубокого знакомства с другими национальными традициями, особенностями и культурой. Муниципальный округ Ивановский запускает проект «Под одним небом». С помощью наших жителей, молодежного совета, наши депутатов, в рамках проекта мы будем рассматривать самые разные истории, вопросы, связанные с этой важной и живой темой, и публиковать их на наших официальных ресурсах: в газете «На весь Ивановский», на официальном сайте, в группе «Вконтакте», – в зависимости от материала. Это может быть история какой-то встречи с другой культурой, рассказ о национальном празднике или об интересном человеке, семейное предание, рассказ о ваших увлечениях или хобби с национальным колоритом и многое другое.

Уважаемые жители, присоединяйтесь к нам, делитесь вашими интересными историями, присылайте свои идеи и рассказы на нашу электронную почту (moivanovskiy@gmail.com), и в рамках проекта «Под одним небом» мы расскажем эти истории всем жителям нашего округа.

 Нас очень много, мы очень разные. И все равно мы живем в одном городе, любим его, а значит, хотим, чтобы все в нем с уважением относились друг к другу. Потому что мы живем «Под одним небом».

 

 

 

9 августа отмечается международный день коренных народов мира

 

Ежегодно 9 августа отмечается международный день коренных народов мира.

В начале 80-х годов в ООН  начали обсуждать проблемы коренных народов: постепенного вытеснения с обитаемых земель, смертности, бедности, болезней, дискриминации, уничтожения самобытной культуры. И уже в 1993 году ООН провозгласила текущий год Годом коренных народов, а в 1994 году было объявлено десятилетие защиты прав коренных народов (1994-2004). Впервые международный день коренных народов отметили 9 августа 1994 года.

У каждого есть свои корни, поэтому эта дата касается всех живущих на планете народов, практически растворившихся в цивилизованном мире в поисках лучшей судьбы.

Но несмотря на все трудности этим, часто крошечным, группам удается сохранять свою самобытность, красоту исконных языков, обычаев и традиций, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют.

В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. К коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. 40 из них проживают на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока России, еще 7 (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) - в иных географических зонах. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы - ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - энцы (227) и кереки (4).
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, 65% из них - в сельской местности. Именно здесь бережно сохраняются, скрупулезно восстанавливаются утраченные традиции предков, культура и быт. 

К сожалению, в нашей стране коренные народы тоже сталкиваются с проблемами. Но их развитие всегда находилось под пристальным вниманием руководства страны: и в царские, и в советские времена, и сейчас. Потому вопросами защиты прав и интересов коренных народов, сохранением и развитием их культур и традиций занимается специальное Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России).

За последние годы в России реализован ряд федеральных программ по поддержке социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Проживая в экстремальных природных условиях, они сохраняют свой традиционный образ жизни, культуру, языки, делая многонациональный образ России таким многогранным и неповторимым.

Статья 69 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений. Кроме того в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации в декабре 2012 года, среди основных вопросов, требующих особого внимания государства и муниципальных органов власти, определены: сохранение и развитие языков и культур народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

В каждой стране мира день коренных народов празднуют по-разному, но во всех государствах делают это, чтобы вспомнить и проявить уважение к богатству культур коренных народов и тому, какой вклад они внесли в развитие всего человечества.

Россия пока не отмечает день коренных народов на официальном уровне. Но во многих регионах в этот день открывают музеи, в которых собраны национальные достояния каждой этнической группы, уникальные изделия ручного мастерства. Ежегодно устраиваются выставки, экскурсии в места, где живут и работают те, кто сохраняет культуру и язык своего народа.

Хочется пожелать сегодня, чтобы люди разных национальностей в нашей стране никогда не забывали свои корни, передавали будущим поколениям, своим детям и внукам знания о традициях, культуре и языке своего народа. Но при этом бы чувствовали себя частью одной большой России, будущее которой зависит от каждого народа и каждого человека.

 

#пододнимнебом

 

 

Гусейнбала Алиев. Под одним небом

 

 

 

В рамках проекта «Под одним небом» мы хотим рассказать вам историю, связанную с нашей общей Победой в год, когда мы отмечаем ее 75-летний юбилей.

Есть в деревне Низино, что в Ломоносовском районе, братская могила. Здесь похоронены балтийские летчики, героически погибшие летом «1941 года в воздушных боях при обороне Ленинграда: Герой Советского Союза старший лейтенант Бринько П., майор Новиков И., старший лейтенант Шерстобитов В., старший лейтенант Соболев Н., старший лейтенант Жбанов А., старший лейтенант Багрянцев М., лейтенант Алиев Г., младший лейтенант Шевченко Н.». Первым в эту могилу опускали лейтенанта Алиева, который погиб на 27 день Великой Отечественной войны. «Мы этот памятник решили восстановить вместе с моими многочисленными соотечественниками, которые  уже многие годы живут в Петербурге», - говорит депутат Муниципального совета МО Ивановский Эльшан Алекберович Гамзаев. «Сегодня очень важно помнить настоящих героев, помнить, что они отдали свои жизни за нас и нашу общую победу. Гусейнбала Алиев – наш земляк, и мы хотим, чтобы память о нем, о подвиге его однополчан жила всегда».

В апреле 1938 года в составе авиации Краснознаменного Балтийского флота был сформирован 5 истребительный авиаполк, который и разместили здесь, рядом с поселком Низино. Когда в сентябре 1941 года началась осада Ленинграда, морские авиаторы встали на защиту воздушных подступов к городу и проявили беспримерное мужество и отвагу. Одним из этих летчиков и был комсомолец младший лейтенант Алиев. Родился Гусейнбала в 1918 году под Баку в Азербайджанской ССР. В 1940 окончил Ейское военно-морское авиационное училище и встретил войну в 5 истребительном авиационном полку ВВС Балтийского флота. 18 июля 1941 года Гусейнбала Алиев в составе звена истребителей вылетел на боевое задание.  Его самолет сбился с маршрута, и летчик принял решение возвращаться на свой аэродром. Тогда-то он увидел три вражеских самолета, идущих в сторону Ленинграда, и вступил в неравный бой. "Ястребок" Алиева сбил два немецких бомбардировщика. Третий самолет повернул назад, но Алиев решил догнать врага, хоть и стрелять было нечем – у летчика кончился боезапас. Фашист ударил по истребителю Алиева из пушки, и снаряд разорвался прямо в кабине Алиева. Истребитель стал падать, но Гесейнбала сумел выровнять самолет и посадил машину за деревней Гостилицы, не дотянув до своего аэродрома 10 километров. Разорвавшийся в кабине вражеский снаряд нанес Гусейнбале Алиеву 36 осколочный ранений, 17 из них – в область сердца. Смертельно раненый летчик, уже уничтоживший два фашистских самолета, спас свой боевой истребитель. Гусейнбале Алиеву было 23 года. За свой невероятный, почти необъяснимый подвиг он был посмертно награжден орденом Ленина.
«Такие люди – наша гордость, наша история. И сохранить эту гордость, передать ее нашим детям и внукам -  сегодня наш долг», - продолжает рассказ Эльшан Алекберович. Открытие обновленного мемориала в поселке Низино пройдет 25 июля 2020 года.  Тогда мы еще раз почтим память тех, кто не вернулся из боя, и спас будущее своей страны и всего мира.  Имя Гусейнбалы Алиева вместе с именами других героев выбито золотом на черном камне нового обелиска на братской могиле морских авиаторов. Вечная память нашим героям, вечная им слава.

 

 

 

#пододнимнебом

 

Как город становится родным?

 

В рамках проекта «Под одним небом» мы задали этот вопрос депутату муниципального совета нашего округа, директору ГК «Савалан» Эльшану Гамзаеву.

 

– Эльшан Алекберович, как вы познакомились с Петербургом?

Тогда еще Ленинградом, это же было в 1987 году. Познакомился очень просто: приехал на летние каникулы к дяде, он жил в Невском районе, на улице Бабушкина. Был вот такой же июль, как сейчас, вокруг все новое и незнакомое. Первым делом, я, конечно, отправился в Эрмитаж, потом на катере – в Петродворец и так далее. Впечатления остались очень хорошие, поэтому через два года, когда окончил школу, приехал сюда поступать в Ленинградский электротехнический институт связи (сегодня это Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича). ЛЭИС тогда был, кажется, единственным на весь СССР вузом, где готовили связистов.

– И он тоже в Невском районе, на проспекте Большевиков. А какие еще адреса в районе для вас важны?

– Улица Крупской (улыбается). Отсюда, из Невского райвоенкомата меня после первого курса призвали в Советскую армию, сюда же я вернулся, уже из армии российской. Мне повезло: когда узнали, что я из ЛЭИС, отправили в полк связи в Ленинградской области, в поселок Каменка. Через полгода после учебки попал в штаб 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа и оставшиеся полтора года служил на Дворцовой площади, дом 4, был начальником радиорелейной станции р-140 высокой дальности.

 

 

– Как складывались отношения с товарищами по службе?

– Хорошо! Хотя я был единственным азербайджанцем среди славян, но никаких проблем это не вызывало. До сих пор вспоминаю то время, как одно из самых лучших. Во-первых, я служил на Дворцовой – своими глазами видел, как творилась история, помню и митинг против ГКЧП в августе 1991-го, и другие события. Во-вторых, командир роты и замполит оказались выпускниками Бонча. Это образование высоко ценилось. Из армии я пришел с богатым опытом, многое попробовал на практике, что мои однокурсники пока изучали в теории... Еще особенные для меня места в районе – это два парка: Куракина дача и парк имени Бабушкина. Там мы гуляли с детьми. Они родились уже в Петербурге, хотя с женой я познакомился в Азербайджане, когда навещал семью. Сейчас сыновья уже большие, старший окончил Политех, стал специалистом по международному менеджменту, а младший – выпускник экономического университета СПбГУ. Знаете, я думаю, город становится родным, когда ты вот так связываешь свою жизнь с ним, шаг за шагом, получаешь возможности – учиться, работать, строить бизнес, но и вносишь свой вклад.

 

 

– Вы про общественную деятельность?

– Мой отец был депутатом Верховного совета Азербайджанской республики в 1990-1995 годах. Мне знакома эта работа, она очень ответственная, поэтому я уже второй раз стал депутатом муниципального совета округа Ивановский. В первый раз вошел в комиссию по благоустройству, в этот раз ее возглавил. Мне кажется, это самое важное направление, и это же естественно – заботиться, чтобы там, где ты живешь, было чисто, красиво, комфортно. Проблем достаточно, но и решается много.

 

 

– Как считаете, для приезжих много значит поддержка диаспоры?

– Диаспора – это объединение, в первую очередь, для общения на родном языке. Если 100 тысяч азербайджанцев живут в Петербурге, у них должна быть какая-то община, верно? Азербайджанская диаспора сложилась здесь в 80-х, я присоединился уже в 90-х годах. В нее входят уважаемые люди – учителя и преподаватели университетов, юристы, врачи, режиссеры, руководители крупных предприятий, бизнесмены. Здесь можно увидеться с соотечественниками, познакомиться, отпраздновать вместе национальные праздники: 28 мая – День Азербайджанской Демократической Республики, 31 декабря – День солидарности азербайджанцев всего мира и т. д. Можно и получить юридическую помощь, например, узнать, куда обращаться за регистрацией или патентом на работу, какие нужны документы. Хотя, насколько я знаю, поток азербайджанской миграции в Россию сейчас небольшой. Основное направление деятельности диаспоры – все-такие культурное. Это не только праздники. Например, на средства Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (так это официально называется) был открыт памятник «Дети войны» на площади Мужества...

– Знаю, что и вы выделяли деньги на памятник – в нашей 331-й школе.

– Да, я финансировал и создание, и установку памятника. Скульптором был Алексей Зазуля. Этот барельеф посвящен учителям, которые работали в блокаду. Поймите, у меня дед по отцовской линии почти всю войну прошел, до Петербурга не добрался, а вот дед по материнской линии 2 года 6 месяцев воевал на Ленинградском фронте. Очень много мне рассказывал, как был ранен, как попал в госпиталь, как ему помогала девушка по имени Вера... Один из родственников деда – Мирза Джабиев – получил звание Героя Советского Союза за взятие 5-го форта в Кёнигсберге. А дяди моего отца служили в 416-й Таганрогской Азербайджанской дивизии, оба погибли на войне. Тогда не нужно было никого учить толерантности, в одном окопе были и Мамед, и Вася, и Гурген... И все они защищали одну Родину.

– Еще на ваши средства снимали фильм «Учитель» по сценарию Алексея Германа-младшего. А кто для вас Учитель с большой буквы?

– Многие! Мой отец работал учителем истории и обществознания, в последующем – партийным работником, сейчас он, конечно, на пенсии уже. Мой дядя – доцент, заслуженный учитель Азербайджана. Мой классный руководитель была учителем русского и литературы. Она заставляла меня каждый день учить по 10-15 русских слов, благодаря этому, когда я переехал в Петербург, по-русски говорил свободно. Для меня учитель – человек, которому нужно низко поклониться. Он по значимости не уступает родителям: они дали жизнь, он – знания. Я считаю, если человек не стремится получать новые знания, он становится просто... существом. Ни знаний, ни памяти, ни понимания...

– Ни толерантности? Как бы вы объяснили простыми словами, что это такое?

Простыми? Тогда толерантность – это умение принять гостя. Вот в Баку к гостям доброжелательно относятся, хочешь – разговаривай по-русски, никто коситься не будет. Почему в Петербурге-Ленинграде должно быть по-другому? Я сам не терплю, если кто-то оскорбляет людей другой национальности. Некоторые оправдывают свою злость, ссылаются на непорядочных людей, которые обидели, обманули, плохо выполнили работу... Но, во-первых, у непорядочных людей нет национальности, во-вторых, разве можно за поступки отдельных людей ненавидеть многомиллионный народ? Как так? Мне кажется, мы давно не говорили об этом открыто. Надеюсь, проект «Под одним небом» создаст поле для дискуссий и поможет доброжелательно взглянуть на соседей по округу, району, городу!

 

 

 

 

 

Беседовала Анна Чуруксаева

 

#пододнимнебом