Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

«Под одним небом»

 

 

В России живет более 190 разных народов со своей культурой, историей, верованиями и, конечно, национальным характером. Поэтому национальный вопрос имеет особое значение для нашей страны, для ее целостности и развития. Наш общий долг перед будущими поколениями россиян – сохранять это уникальное разнообразие, поддерживать межнациональное согласие, формировать объединяющие нас ценности и традиции.
Сегодня мир открыт, как никогда раньше, с каждым годом он становится все более открытым, и именно сегодня человечеству не хватает уважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу.
Понятие толерантности вошло в нашу жизнь в 1995 году. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это понятие подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят, пока это не нарушает чьих-либо прав. Только толерантное отношение к чужим взглядам, особенностям, даже внешности позволит построить действительно благополучное общество будущего, в котором люди не будут проявлять беспричинной враждебности по отношению друг к другу.

Мы хотим на нашем уровне показать, что такое толерантность  в конкретном ее аспекте – межнациональные отношения в системе нашего большого города, для более глубокого знакомства с другими национальными традициями, особенностями и культурой. Муниципальный округ Ивановский запускает проект «Под одним небом». С помощью наших жителей, молодежного совета, наши депутатов, в рамках проекта мы будем рассматривать самые разные истории, вопросы, связанные с этой важной и живой темой, и публиковать их на наших официальных ресурсах: в газете «На весь Ивановский», на официальном сайте, в группе «Вконтакте», – в зависимости от материала. Это может быть история какой-то встречи с другой культурой, рассказ о национальном празднике или об интересном человеке, семейное предание, рассказ о ваших увлечениях или хобби с национальным колоритом и многое другое.

Уважаемые жители, присоединяйтесь к нам, делитесь вашими интересными историями, присылайте свои идеи и рассказы на нашу электронную почту (moivanovskiy@gmail.com), и в рамках проекта «Под одним небом» мы расскажем эти истории всем жителям нашего округа.

 Нас очень много, мы очень разные. И все равно мы живем в одном городе, любим его, а значит, хотим, чтобы все в нем с уважением относились друг к другу. Потому что мы живем «Под одним небом».

 

22.12.2020 21:02

 

Корабль спасения

 

В центре Ломоносовского сквера стоит небольшой деревянный храм. Он построен и освящен в 2015 году во имя Преображения Господня в память об одноименном храме Фарфоровой слободы – Спасо-Преображенской церкви. В рамках проекта «Под одним небом» мы хотим рассказать вам немного об этом особенном месте на территории нашего округа. Такие точки силы неизбежно заставляют нас задуматься, как важно знать историю места, где ты живешь, понимать смысл названий улиц и городских объектов, знать, для кого эти места имеют особый, сакральный смысл. Такие знания позволяют человеку не чувствовать себя гостем в своем же собственном доме, в своем городе, а наоборот дают возможность ощущать себя частью большого и многонационального, многоконфессионального центра нашей страны – Санкт-Петербурга. Зная историю и культуру своего города уже невозможно думать об окружающих людях как о чужаках,  зная историю и культуру города, мы начинаем понимать, что все мы здесь соседи, и Петербург – наш общий дом.  Мы благодарим наших жителей – краеведа Тамару Петровну Макаревич и фотографа Ивана Ивановича Пучкова – за текстовые и фотоматериалы, предоставленные для этой статьи.

Каменный храм на берегу Невы построили еще в XVIII веке возле казенных кирпичных заводов, а вокруг храма с начала его существования образовалось кладбище. Со временем из-за тесноты той самой первой Преображенской церкви в селении Фарфорового завода в начале ХХ века решено было построить еще одну «для заупокойных богослужений, дабы не стеснять богомольцев главного приходского храма». В 1902 г. к церковному кладбищу прирезали новый обширный участок земли с западной стороны и  заложили вторую церковь – во имя Сошествия Святого Духа, освященную в 1912 году.

 


Оба храма утрачены: летом 1932 года был снесен Преображенский храм,  Свято-Духовская церковь была закрыта в январе 1939 года. До войны в ней хранили  картошку, во время блокады здесь был районный морг, после Великой Отечественной в стенах церкви был устроен литейный цех, а в 1966 году здание снесли при строительстве станции метро. Однако фундамент Духовского храма остался в земле. В 2012 году на историческом месте был установлен поклонный крест. Сейчас здесь разбита строительная площадка, окруженная забором, за которым ведутся работы по воссозданию утраченной святыни. На кирпичах, из которых складываются стены храма, написаны имена тех, кто пожертвовал свои средства на строительство.

Пока духовным центром на этой земле является нынешний деревянный Преображенский храм. На его освящение Императорский Фарфоровый завод подарил приходу написанную на фарфоре икону «Преображение Господне», на стенах храма можно увидеть и другие великолепные иконы, выполненные живописцами завода. Среди святынь действующего храма есть редко встречающиеся образы Божией Матери: «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных», «Порт-Артурская», «Остробрамская». Особое место среди них занимает список иконы Божией Матери «Хлебная», которая спасла в годы блокады голодающих людей. Есть в храме редкие образы святых: Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Митрофания Воронежского. Интересна история образа подвижника XIV века Авраамия Городецкого, написанный в XVIII веке. Икона чудом сохранилась благодаря художнице Елене Николаевне Лашиной, которая 40 лет укрывала икону в шкафу. Когда храм открылся, она преподнесла икону в дар. Несколько икон, написанных на Афоне, подарены храму благотворителями:  образы афонского старца Паисия Святогорца, праведной Феодоры, святителя Спиридона Тримифунтского. Икона греческого святого Нектария Эгинского написана в Санкт-Петербурге. Образы местночтимых святых и священномучеников петроградских для алтарной преграды (иконостаса) также написаны на собранные прихожанами средства.

Сегодня храм живет активной жизнью: действует паломническая служба, работает воскресная школа для взрослых и детей, дети обучаются хоровому пению, при храме действует отряд имени святого Александра Невского организации российских юных разведчиков для тех, кого увлекают приключения, и кто хочет найти настоящих друзей и свой жизненный путь. По выходным в храме собирается молодежь для решения вместе с батюшкой сложных жизненных вопросов и обсуждения просмотренных фильмов. На праздничных и воскресных службах священникам помогает профессиональный хор – звучит дивное партесное пение. По пятницам на литургии можно услышать редко звучащее древнецерковное знаменное пение, а на вечерних богослужениях в четверг и воскресение  – мелодичные византийские напевы.

Руководит сложной структурой жизни прихода и строительством Свято-Духовского храма протоиерей Иоанн Соколов, помогают ему отец Георгий и диакон Илия. Служители храма всегда открыты для беседы с прихожанами, ведь поддержание покоя в душе человека не менее важная работа, чем строительство храма, или поддержание распорядка в действующей церкви. Храм – это корабль спасения. Приходите, будем рады. Помолимся вместе. Приход храма Сошествия Святого Духа за Невской заставой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.11.2020 21:28

 

16 ноября отмечается Международный день толерантности


Человечеству не хватает толерантности, уважительного, терпимого отношения друг к другу. Понятие толерантности вошло в нашу жизнь в 1995 году. ЮНЕСКО приняло Декларацию о принципах толерантности и провозгласило денем толерантности 16 ноября. Зачем нам понадобилось это слово – толерантность? Ведь у нас уже есть в русском языке прекрасные слова – уважение, терпимость. Наверное, потому, что сегодня многие забыли, что такое это самое настоящее уважение. Забыли в наше стремительное, богатое на контрасты и быстрое на оценки время, как это – уважать другого человека, независимо от собственных взглядов и представлений о мире.

Толерантное отношение не подразумевает, что нужно разделять чужое миропонимание и жить по чужим правилам. Толерантность просто подразумевает, что все люди равны и могут жить так, как они хотят, пока это не нарушает чьих-либо прав.

Кажется, живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, выражай свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. К сожалению, сегодня все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность.

Только толерантное отношение к чужим взглядам, особенностям, даже внешности позволит построить действительно благополучное общество будущего, в котором люди не будут проявлять беспричинной враждебности по отношению друг к другу.

В России живет огромное количество народов со своей культурой, историей, верованиями и, конечно, национальным характером. Поэтому вопрос толерантности в национальном аспекте имеет особое значение для нашей страны, для ее целостности и развития. Наш общий долг перед будущими поколениями россиян – сохранять это уникальное разнообразие, поддерживать межнациональное согласие, формировать объединяющие нас ценности и традиции. Для более глубокого знакомства с другими национальными традициями, особенностями и культурой мы в муниципальном округе Ивановский запустили проект «Под одним небом». С помощью наших жителей, молодежного совета, наших депутатов, в рамках проекта мы рассматриваем самые разные истории, вопросы, связанные с этой важной и живой темой, и публикуем их на наших официальных ресурсах: в газете «На весь Ивановский», на официальном сайте (http://moivanovskiy.ru/under_sky.html), в группе «Вконтакте».

Сегодня мы отмечаем международный День толерантности. К сожалению, из-за пандемии мы не можем пригласить вас на праздничный концерт. Но наши друзья из молодежного центра Невского района  предложили идею, как поздравить вас, уважаемые жители, в наших сегодняшних условиях. Мы хотим предложить всем вместе посмотреть небольшое онлайн-выступление участников театра-студии танца «Этника», которым руководит героиня одной из историй нашего проекта «Под одним небом» Гульжан Ергалиева. Надеемся, что этот виртуальный танцевальный подарок порадует всех нас сегодня и станет красивым дополнением к сегодняшнему празднику.

 

#пододнимнебом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ноября - День народного единства

 

4 ноября мы отмечаем День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году в память о событиях более чем четырехсотлетней давности, когда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов. Это важная дата стала символом сплочения и единения народа. В единстве наша сила, оно всегда было для нас самой надежной опорой и в годы тяжелых испытаний, и в годы процветания.

Много людей разных национальностей живет в нашей стране. Сохранение разнообразия этнической и культурной самобытности, традиций взаимного доверия, согласия и родства имеет для нашего народа огромное значение. Наш общий долг перед будущими поколениями россиян – сохранять это уникальное разнообразие, поддерживать межнациональное согласие, формировать объединяющие нас ценности и традиции.

Ко Дню народного единства в рамках проекта «Под одним небом» мы запустили видео-марафон «Говорим о мире». Мы предложили всем желающим записать короткое видео, в котором на любом языке народов России надо произнести наш общий девиз «Под одним небом». Нашу инициативу активно поддержали в Молодежном совете Невского района. Большое спасибо всем, кто откликнулся на наш призыв. Отдельно мы хотим поблагодарить куратора комиссии молодежного совета по внешним связям и межэтническим отношениям Айслу Дусалиеву, которая помогла привлечь внимание участников к нашему проекту.

Сегодня мы вместе с вами можем услышать, что хоть звучат одни и те же слова на разных языках людей, населяющих нашу страну, по-разному, смысл их остается неизменным: мы – один народ, мы любим и уважаем свой город, свою страну, мы живем под одним небом – небом России, и в этом мы едины!

 

#пододнимнебом

 

 

 

МО Ивановский в рамках проекта «Под одним небом» запускает акцию «Говорим о мире»


МО Ивановский в рамках проекта «Под одним небом» запускает акцию «Говорим о мире».
Чтобы принять участие в видеомарафоне, запишите короткий видеоролик, в котором на любом языке народов России произнесите наш общий девиз «Под одним небом».

Видео пришлите на нашу электронную почту moivanovskiy@gmail.com или в группу в социальной сети «ВКонтакте».

К Дню народного единства мы объединим материалы в общее видеопоздравление, и все вместе отметим этот такой важный сегодня праздник, и напомним всем, что невозможно уважать себя и быть свободным человеком, не уважая другого человека, и его право быть отличным от тебя. 

Нас очень много, мы очень разные. И все равно мы живем в одной стране, в одном городе, любим его, а значит, хотим, чтобы все с уважением относились друг к другу.

 

Потому что мы живем «Под одним небом».

 

Школа непохожести Гульжан Ергалиевой

 

Мы продолжаем публиковать материалы в рамках проекта «Под одним небом». Героиня нашей сегодняшней истории – Гульжан Ергалиева, актриса, режиссер, хореограф, педагог, а еще – петербурженка, которая много лет работает в Подростково-молодежном центре Невского района у нас в МО Ивановский.

 

 

Когда-то ее отец уехал из Казахстана в Ленинград, чтобы воплотить необычную мечту: стать моряком-подводником. Он блестяще окончил «Дзержинку» – Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского, служил на Северном флоте, женился на русской девушке и дал дочери красивое имя Гульжан – «Цветок души», в честь любимой старшей сестры. И все бы хорошо, но...

«Я – темноволосая и темноглазая, жила в окружении людей преимущественно славянской внешности, со светлыми волосами и голубыми глазами, – вспоминает Гульжан Канатовна, – и всегда чувствовала себя какой-то не такой. Еще в детском садике меня спрашивали: «Как тебя зовут, девочка? Гуля? А как полное имя? Гульжан? Так ты что, не русская?» – я не понимала, почему вызываю такую странную реакцию, оханье, аханье. Думала, что дело в имени, и спрашивала родителей, почему они не назвали Машей или Катей? Они говорили: «Посмотри на себя, какая же ты Маша?». А я хотела быть, как все. Я росла и не чувствовала себя красивой, мне казалось, что я никому не могу понравиться...»

 

 

Все стало меняться к лучшему в студенчестве. Гульжан поступила на кафедру режиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, училась у легендарного театрального педагога – Зиновия Корогодского.

 

 

«На первом курсе я сыграла свою первую главную роль – царицы Савской. Не потому что я была похожа на царицу, нет, Зиновий Яковлевич дал мне возможность через эту роль что-то в себе узнать. Также я заменяла актрису в нескольких спектаклях у старшего курса. Они ставили «Кровавую Свадьбу» Федерико Гарсиа Лорки, а это мое любимое произведение – Испания, страсти! Я была Невестой, это очень яркий персонаж... Я прошла свою школу непохожести и поняла, что могу быть разной. Не зря Зиновий Яковлевич говорил, что театр – школа развития души».

Найти свое место, свою точку отсчета в жизни тоже помог Корогодский. В 1991 году он организовал свой Театр поколений, в нем была молодежная труппа, а также мастерские, где студенты, в том числе Гульжан Ергалиева, проходили практику. В 1996-м администрация Невского района выделила помещение для всех этих проектов – на проспекте Обуховской Обороны, 121 А. Наверняка вам знаком этот адрес, там и сейчас располагается «Театральная семья», которая выросла из мастерских Корогодского.

«Там я стала педагогом, – говорит Гульжан Канатовна, – у меня была такая возможность, потому что Зиновий Яковлевич очень мудро нас готовил: учил жить в искусстве, быть играющими тренерами, одновременно инструментом, исполнителем и настройщиком. Сейчас, зная, как много невостребованных актеров и режиссеров, сколько сломанных судеб, я понимаю, как нам повезло... А когда я приняла, что я – Гульжан, я – восточная девушка, то стала использовать свою нестандартность. К кому вы обратитесь, если хотите прикоснуться к восточной культуре? Конечно, к носителю этой культуры. Я погрузилась в хореографию восточных танцев, создала театр-студию драматического танца «Этника»...»

В «Этнике» изучают танцевальную культуру Индии, Японии, стран Ближнего Востока, и всё это вместе с ритмопластикой, игротренингами, мастер-классами по сценическому гриму и костюму. Результат – награды на конкурсах «Танцевальный Петербург», «Петроджаз», фестивалях современной хореографии «Start Dance», «Dance Way», городском фестивале детских театральных коллективов «Начало» и т. д. Сейчас у Гульжан Ергалиевой новый проект – пластический театр в Молодежном центре «Невский». Кстати, у этого центра и «Театральной семьи» есть и общее детище – конкурс-фестиваль этнического танца и пластического искусства «Аппассионата» – 6 лет назад его придумала наша героиня. Яркое мероприятие поддерживает и администрация Невского района, и городской Комитет по образованию... Для той темноволосой и темноглазой девочки изменилось решительно всё, и мир вокруг тоже.

 

 

«Я вижу это даже по собственным детям. Их уже просто так за пояс не заткнешь. Моя дочь на замечание «А, так ты не русская!» спокойно бы сказала: «Да, ну и что?». Но такой вопрос и не возникает. Современные дети живут в другой системе координат, в большом и очень разнообразном информационном поле. Кого и стоит учить толерантности – так это некоторых взрослых, которые застряли в своем развитии. Но знаете, чем больше человек отвергает, тем больше он сомневается... Нам нужно просто пережить это время, пока общество окончательно дозреет до полной гармонии в отношениях. В конце концов, вспомните гламурные нулевые с их блестками, всего ничего прошло, а в моде уже естественность...»

Что же сказать тем взрослым, которые косятся на «не таких», «чужих», «приезжих» (подставьте сами любое определение)? Моя собеседница предлагает напомнить им, что иногда не люди выбирают город, а наоборот: «Я видела много городов, от многих в восторге, влюблена в них, мечтаю в них вернуться... И очень хорошо знаю это ощущение в груди, когда ты ничего не можешь с собой поделать, просто хочешь домой – в Петербург.
Таких историй много, например, мой двоюродный брат переехал сюда. Он скрипач, лауреат многих конкурсов, работает в оркестре Мариинского театра, дает концерты. Мог бы уехать куда-то еще, но город его не отпускает!
Все потому, что Петербург – живой и самодостаточный. Он прекрасно себя чувствует и без людей, кого-то даже отторгает. Но если он выбрал тебя, ты просто ничего не сможешь поделать, эта любовь навсегда!»

 


Невский район – самый «ленинградский»

«Я с 19 лет работаю в Невском районе. Моя студенческая молодость прошла здесь: мы гуляли вдоль Невы, когда у нас были перерывы в учебе, или возникала необходимость творческого поиска, садились на берегу, смотрели на воду, обсуждали все на свете, здесь рождались наши проекты... Около здания на Обуховской есть замечательный скверик, в то время там не косили траву, летом она была нам по пояс! Хорошо помню один июнь: жара, мы всем курсом валялись на этой траве, плели веночки, а наш педагог Мария Михайловна Ланина, она была завлитом в ТЮЗе, читала нам лекцию. Потом мы спорили про творческие эксперименты Питера Брука, а вокруг этого тихого уголка был огромный город... Потрясающее ощущение! Вообще, то были самые счастливые годы: мы молоды, наши чувства обострены, восприятие сочное, красочное, мы переполнены эмоциями, хочется творить изобретать!»

 


«В преодолении комплексов и неуверенности, в самоидентификации как человека и творческой личности меня поддерживали мои педагоги. Когда в человека верят, этовдохновляет и помогает жить! И, конечно, это огромная ответственность, которая не дает сбиться с выбранного пути. Я благодарна моим учителям, которые подарили мне – меня.»

 

Анна Чуруксаева

 

Народности России

 

Уже больше 100 лет в нашей стране живет и процветает особенный маленький  народ. Не все знают о его существовании, но настоящие профессионалы и специалисты разыскивают его представителей по всему миру, и информацию о нем ценят как истинное сокровище. Родом этот народ  отсюда, из Петербурга. В рамках проекта "Под одним небом" мы хотим рассказать вам об этом особенном народе - фарфоровых статуэтках из коллекции "Народности России",  которые уже более века выпускают на Императорском фарфоровом заводе, и которые украшают собой собрания Эрмитажа, Музея Этнографии, Петергофа, Дома ученых, иностранных музеев и частных коллекций всего мира.

Депутат нашего Муниципального совета Лариса Владимировна Комягина - председатель профсоюзного комитета Императорского фарфорового завода - показала нам скульптуры из этой коллекции, хранящиеся в Музее Императорского фарфорового завода.

История серии «Народности России» началась в 1907 году. Ее выпуск инициировал лично император Николай II в преддверии 300-летия Дома Романовых.  Научную поддержку в работе оказал Музей антропологии и этнографии, руководство проектом  поручили известному скульптору и театральному декоратору Павлу Павловичу Каменскому (1858-1922). Для составления списка народов России использовали результаты первой и единственной всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.
Список народностей согласовывался с Кабинетом Двора, для которого был важен политический аспект серии. Состав фигур косвенным образом отражал приоритеты заказчика в вопросах национальной политики. Например,  статуэтка поляка не фигурирует ни в одном официальном документе ИФЗ из-за сложности «польского вопроса». Статуэтка еврея хоть и была включена в список фигур первой очереди, но ее исполнение постоянно откладывалось – острота «еврейского вопроса». Первоначальный проект включал в состав 400 фигур. После скрупулезного отбора было принято решение об исполнении 73 народностей, т.е. 146 мужских и женских фигур в национальных костюмах.

При создании фигур мастера уделяли внимание не только костюму, но и характерным особенностям телосложения, пропорций, черт лица, в которых читаются чувства, ум, характер той или иной народности, даже воспроизведению правильной структуры волос (жесткие прямые или мягкие вьющиеся и т.д.). Фигуры исполнялись в бисквите, в фарфоре, с надглазурной и подглазурной полихромной росписью. Средняя высота – 40 см. Исполнялись и модели в уменьшенном размере - примерно 20 см.
В количестве 3-4 штук в год фарфоровые фигуры должны были ежегодно представляться к Императорскому Двору перед праздником Рождества Христова. Но Каменский работал быстрее - к началу 1913 года было выполнено 53 фигуры. С началом Первой Мировой войны темп замедлился. Революция прервала десятилетний выпуск серии. После 1917 года новые модели не создавались, однако свободная роспись фигур уже без этнографической точности продолжалась.

В библиографических источниках приводят разные цифры о количестве изготовленных фигур. Сегодня известно о существовании 74 моделей скульптора.  Сведений о тираже не сохранилось. Необычно и то, что материалы по изготовлению каждой отдельной скульптуры пока не удалось обнаружить – нет ни рабочих записей, ни эскизов Каменского.

Проект не имел аналогов в европейской практике. Коллекция «Народности России», созданная П.П. Каменским на Императорском фарфоровом заводе, стала воплощенной в фарфоре повестью о главном богатстве России — культуре населяющих ее народов.

В 2007 году на Императорском фарфоровом заводе началось восстановление легендарной серии. 12 лет скульпторы Анна Трофимова, Галина Белаш и Анатолий Данилов воссоздавали фигуры "Народностей России" с использованием технологий 3D-моделирования по оригиналам из коллекции Государственного Эрмитажа. В 2019 году к 275-летнему юбилею Императорского фарфорового завода проект был завершен. Сейчас полная коллекция фигур хранится в Фонде «Наследие» АО «ИФЗ».

Параллельно в 2012 году был открыт новый проект «Народности. Коллекция XXI». Скульптуры современной серии продолжают историческую коллекцию. Соблюдая размеры и стилистику работ, созданных П.П.Каменским, скульптор Анатолий Данилов работает над созданием образов народностей, населяющих Россию в XXI веке.  Первыми стали изображения народностей Ямало-Ненецкого автономного округа: ненцы, ханты, селькупы. Следующими героями серии стали парные фигуры Казанских татар. Как и мастера начала XX века скульптор  предваряет работу по созданию фарфоровых статуэток работой в архивах и этнографических коллекциях.

 

 

#пододнимнебом

 

9 августа отмечается международный день коренных народов мира

 

Ежегодно 9 августа отмечается международный день коренных народов мира.

В начале 80-х годов в ООН  начали обсуждать проблемы коренных народов: постепенного вытеснения с обитаемых земель, смертности, бедности, болезней, дискриминации, уничтожения самобытной культуры. И уже в 1993 году ООН провозгласила текущий год Годом коренных народов, а в 1994 году было объявлено десятилетие защиты прав коренных народов (1994-2004). Впервые международный день коренных народов отметили 9 августа 1994 года.

У каждого есть свои корни, поэтому эта дата касается всех живущих на планете народов, практически растворившихся в цивилизованном мире в поисках лучшей судьбы.

Но несмотря на все трудности этим, часто крошечным, группам удается сохранять свою самобытность, красоту исконных языков, обычаев и традиций, социально-экономические и культурные особенности, отличные от тех, которые преобладают в общественной среде, в которой они существуют.

В России коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. К коренным малочисленным народам относятся 47 этносов. 40 из них проживают на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока России, еще 7 (абазины, бесермяне, водь, ижорцы, нагайбаки, сету (сето), шапсуги) - в иных географических зонах. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года общая численность малочисленных народов Севера составила около 258 тысяч человек. Самые многочисленные народы - ненцы (44640) и эвенки (38396); самые малочисленные - энцы (227) и кереки (4).
Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах России, 65% из них - в сельской местности. Именно здесь бережно сохраняются, скрупулезно восстанавливаются утраченные традиции предков, культура и быт. 

К сожалению, в нашей стране коренные народы тоже сталкиваются с проблемами. Но их развитие всегда находилось под пристальным вниманием руководства страны: и в царские, и в советские времена, и сейчас. Потому вопросами защиты прав и интересов коренных народов, сохранением и развитием их культур и традиций занимается специальное Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России).

За последние годы в России реализован ряд федеральных программ по поддержке социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Проживая в экстремальных природных условиях, они сохраняют свой традиционный образ жизни, культуру, языки, делая многонациональный образ России таким многогранным и неповторимым.

Статья 69 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений. Кроме того в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации в декабре 2012 года, среди основных вопросов, требующих особого внимания государства и муниципальных органов власти, определены: сохранение и развитие языков и культур народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

В каждой стране мира день коренных народов празднуют по-разному, но во всех государствах делают это, чтобы вспомнить и проявить уважение к богатству культур коренных народов и тому, какой вклад они внесли в развитие всего человечества.

Россия пока не отмечает день коренных народов на официальном уровне. Но во многих регионах в этот день открывают музеи, в которых собраны национальные достояния каждой этнической группы, уникальные изделия ручного мастерства. Ежегодно устраиваются выставки, экскурсии в места, где живут и работают те, кто сохраняет культуру и язык своего народа.

Хочется пожелать сегодня, чтобы люди разных национальностей в нашей стране никогда не забывали свои корни, передавали будущим поколениям, своим детям и внукам знания о традициях, культуре и языке своего народа. Но при этом бы чувствовали себя частью одной большой России, будущее которой зависит от каждого народа и каждого человека.

 

#пододнимнебом

 

 

Гусейнбала Алиев. Под одним небом

 

 

 

В рамках проекта «Под одним небом» мы хотим рассказать вам историю, связанную с нашей общей Победой в год, когда мы отмечаем ее 75-летний юбилей.

Есть в деревне Низино, что в Ломоносовском районе, братская могила. Здесь похоронены балтийские летчики, героически погибшие летом «1941 года в воздушных боях при обороне Ленинграда: Герой Советского Союза старший лейтенант Бринько П., майор Новиков И., старший лейтенант Шерстобитов В., старший лейтенант Соболев Н., старший лейтенант Жбанов А., старший лейтенант Багрянцев М., лейтенант Алиев Г., младший лейтенант Шевченко Н.». Первым в эту могилу опускали лейтенанта Алиева, который погиб на 27 день Великой Отечественной войны. «Мы этот памятник решили восстановить вместе с моими многочисленными соотечественниками, которые  уже многие годы живут в Петербурге», - говорит депутат Муниципального совета МО Ивановский Эльшан Алекберович Гамзаев. «Сегодня очень важно помнить настоящих героев, помнить, что они отдали свои жизни за нас и нашу общую победу. Гусейнбала Алиев – наш земляк, и мы хотим, чтобы память о нем, о подвиге его однополчан жила всегда».

В апреле 1938 года в составе авиации Краснознаменного Балтийского флота был сформирован 5 истребительный авиаполк, который и разместили здесь, рядом с поселком Низино. Когда в сентябре 1941 года началась осада Ленинграда, морские авиаторы встали на защиту воздушных подступов к городу и проявили беспримерное мужество и отвагу. Одним из этих летчиков и был комсомолец младший лейтенант Алиев. Родился Гусейнбала в 1918 году под Баку в Азербайджанской ССР. В 1940 окончил Ейское военно-морское авиационное училище и встретил войну в 5 истребительном авиационном полку ВВС Балтийского флота. 18 июля 1941 года Гусейнбала Алиев в составе звена истребителей вылетел на боевое задание.  Его самолет сбился с маршрута, и летчик принял решение возвращаться на свой аэродром. Тогда-то он увидел три вражеских самолета, идущих в сторону Ленинграда, и вступил в неравный бой. "Ястребок" Алиева сбил два немецких бомбардировщика. Третий самолет повернул назад, но Алиев решил догнать врага, хоть и стрелять было нечем – у летчика кончился боезапас. Фашист ударил по истребителю Алиева из пушки, и снаряд разорвался прямо в кабине Алиева. Истребитель стал падать, но Гесейнбала сумел выровнять самолет и посадил машину за деревней Гостилицы, не дотянув до своего аэродрома 10 километров. Разорвавшийся в кабине вражеский снаряд нанес Гусейнбале Алиеву 36 осколочный ранений, 17 из них – в область сердца. Смертельно раненый летчик, уже уничтоживший два фашистских самолета, спас свой боевой истребитель. Гусейнбале Алиеву было 23 года. За свой невероятный, почти необъяснимый подвиг он был посмертно награжден орденом Ленина.
«Такие люди – наша гордость, наша история. И сохранить эту гордость, передать ее нашим детям и внукам -  сегодня наш долг», - продолжает рассказ Эльшан Алекберович. Открытие обновленного мемориала в поселке Низино пройдет 25 июля 2020 года.  Тогда мы еще раз почтим память тех, кто не вернулся из боя, и спас будущее своей страны и всего мира.  Имя Гусейнбалы Алиева вместе с именами других героев выбито золотом на черном камне нового обелиска на братской могиле морских авиаторов. Вечная память нашим героям, вечная им слава.

 

 

 

#пододнимнебом

 

Как город становится родным?

 

В рамках проекта «Под одним небом» мы задали этот вопрос депутату муниципального совета нашего округа, директору ГК «Савалан» Эльшану Гамзаеву.

 

– Эльшан Алекберович, как вы познакомились с Петербургом?

Тогда еще Ленинградом, это же было в 1987 году. Познакомился очень просто: приехал на летние каникулы к дяде, он жил в Невском районе, на улице Бабушкина. Был вот такой же июль, как сейчас, вокруг все новое и незнакомое. Первым делом, я, конечно, отправился в Эрмитаж, потом на катере – в Петродворец и так далее. Впечатления остались очень хорошие, поэтому через два года, когда окончил школу, приехал сюда поступать в Ленинградский электротехнический институт связи (сегодня это Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича). ЛЭИС тогда был, кажется, единственным на весь СССР вузом, где готовили связистов.

– И он тоже в Невском районе, на проспекте Большевиков. А какие еще адреса в районе для вас важны?

– Улица Крупской (улыбается). Отсюда, из Невского райвоенкомата меня после первого курса призвали в Советскую армию, сюда же я вернулся, уже из армии российской. Мне повезло: когда узнали, что я из ЛЭИС, отправили в полк связи в Ленинградской области, в поселок Каменка. Через полгода после учебки попал в штаб 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа и оставшиеся полтора года служил на Дворцовой площади, дом 4, был начальником радиорелейной станции р-140 высокой дальности.

 

 

– Как складывались отношения с товарищами по службе?

– Хорошо! Хотя я был единственным азербайджанцем среди славян, но никаких проблем это не вызывало. До сих пор вспоминаю то время, как одно из самых лучших. Во-первых, я служил на Дворцовой – своими глазами видел, как творилась история, помню и митинг против ГКЧП в августе 1991-го, и другие события. Во-вторых, командир роты и замполит оказались выпускниками Бонча. Это образование высоко ценилось. Из армии я пришел с богатым опытом, многое попробовал на практике, что мои однокурсники пока изучали в теории... Еще особенные для меня места в районе – это два парка: Куракина дача и парк имени Бабушкина. Там мы гуляли с детьми. Они родились уже в Петербурге, хотя с женой я познакомился в Азербайджане, когда навещал семью. Сейчас сыновья уже большие, старший окончил Политех, стал специалистом по международному менеджменту, а младший – выпускник экономического университета СПбГУ. Знаете, я думаю, город становится родным, когда ты вот так связываешь свою жизнь с ним, шаг за шагом, получаешь возможности – учиться, работать, строить бизнес, но и вносишь свой вклад.

 

 

– Вы про общественную деятельность?

– Мой отец был депутатом Верховного совета Азербайджанской республики в 1990-1995 годах. Мне знакома эта работа, она очень ответственная, поэтому я уже второй раз стал депутатом муниципального совета округа Ивановский. В первый раз вошел в комиссию по благоустройству, в этот раз ее возглавил. Мне кажется, это самое важное направление, и это же естественно – заботиться, чтобы там, где ты живешь, было чисто, красиво, комфортно. Проблем достаточно, но и решается много.

 

 

– Как считаете, для приезжих много значит поддержка диаспоры?

– Диаспора – это объединение, в первую очередь, для общения на родном языке. Если 100 тысяч азербайджанцев живут в Петербурге, у них должна быть какая-то община, верно? Азербайджанская диаспора сложилась здесь в 80-х, я присоединился уже в 90-х годах. В нее входят уважаемые люди – учителя и преподаватели университетов, юристы, врачи, режиссеры, руководители крупных предприятий, бизнесмены. Здесь можно увидеться с соотечественниками, познакомиться, отпраздновать вместе национальные праздники: 28 мая – День Азербайджанской Демократической Республики, 31 декабря – День солидарности азербайджанцев всего мира и т. д. Можно и получить юридическую помощь, например, узнать, куда обращаться за регистрацией или патентом на работу, какие нужны документы. Хотя, насколько я знаю, поток азербайджанской миграции в Россию сейчас небольшой. Основное направление деятельности диаспоры – все-такие культурное. Это не только праздники. Например, на средства Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (так это официально называется) был открыт памятник «Дети войны» на площади Мужества...

– Знаю, что и вы выделяли деньги на памятник – в нашей 331-й школе.

– Да, я финансировал и создание, и установку памятника. Скульптором был Алексей Зазуля. Этот барельеф посвящен учителям, которые работали в блокаду. Поймите, у меня дед по отцовской линии почти всю войну прошел, до Петербурга не добрался, а вот дед по материнской линии 2 года 6 месяцев воевал на Ленинградском фронте. Очень много мне рассказывал, как был ранен, как попал в госпиталь, как ему помогала девушка по имени Вера... Один из родственников деда – Мирза Джабиев – получил звание Героя Советского Союза за взятие 5-го форта в Кёнигсберге. А дяди моего отца служили в 416-й Таганрогской Азербайджанской дивизии, оба погибли на войне. Тогда не нужно было никого учить толерантности, в одном окопе были и Мамед, и Вася, и Гурген... И все они защищали одну Родину.

– Еще на ваши средства снимали фильм «Учитель» по сценарию Алексея Германа-младшего. А кто для вас Учитель с большой буквы?

– Многие! Мой отец работал учителем истории и обществознания, в последующем – партийным работником, сейчас он, конечно, на пенсии уже. Мой дядя – доцент, заслуженный учитель Азербайджана. Мой классный руководитель была учителем русского и литературы. Она заставляла меня каждый день учить по 10-15 русских слов, благодаря этому, когда я переехал в Петербург, по-русски говорил свободно. Для меня учитель – человек, которому нужно низко поклониться. Он по значимости не уступает родителям: они дали жизнь, он – знания. Я считаю, если человек не стремится получать новые знания, он становится просто... существом. Ни знаний, ни памяти, ни понимания...

– Ни толерантности? Как бы вы объяснили простыми словами, что это такое?

Простыми? Тогда толерантность – это умение принять гостя. Вот в Баку к гостям доброжелательно относятся, хочешь – разговаривай по-русски, никто коситься не будет. Почему в Петербурге-Ленинграде должно быть по-другому? Я сам не терплю, если кто-то оскорбляет людей другой национальности. Некоторые оправдывают свою злость, ссылаются на непорядочных людей, которые обидели, обманули, плохо выполнили работу... Но, во-первых, у непорядочных людей нет национальности, во-вторых, разве можно за поступки отдельных людей ненавидеть многомиллионный народ? Как так? Мне кажется, мы давно не говорили об этом открыто. Надеюсь, проект «Под одним небом» создаст поле для дискуссий и поможет доброжелательно взглянуть на соседей по округу, району, городу!

 

 

 

 

 

Беседовала Анна Чуруксаева

 

#пододнимнебом