Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

27.08.2020 18:44

 

Народности России

 

Уже больше 100 лет в нашей стране живет и процветает особенный маленький  народ. Не все знают о его существовании, но настоящие профессионалы и специалисты разыскивают его представителей по всему миру, и информацию о нем ценят как истинное сокровище. Родом этот народ  отсюда, из Петербурга. В рамках проекта "Под одним небом" мы хотим рассказать вам об этом особенном народе - фарфоровых статуэтках из коллекции "Народности России",  которые уже более века выпускают на Императорском фарфоровом заводе, и которые украшают собой собрания Эрмитажа, Музея Этнографии, Петергофа, Дома ученых, иностранных музеев и частных коллекций всего мира.

Депутат нашего Муниципального совета Лариса Владимировна Комягина - председатель профсоюзного комитета Императорского фарфорового завода - показала нам скульптуры из этой коллекции, хранящиеся в Музее Императорского фарфорового завода.

История серии «Народности России» началась в 1907 году. Ее выпуск инициировал лично император Николай II в преддверии 300-летия Дома Романовых.  Научную поддержку в работе оказал Музей антропологии и этнографии, руководство проектом  поручили известному скульптору и театральному декоратору Павлу Павловичу Каменскому (1858-1922). Для составления списка народов России использовали результаты первой и единственной всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года.
Список народностей согласовывался с Кабинетом Двора, для которого был важен политический аспект серии. Состав фигур косвенным образом отражал приоритеты заказчика в вопросах национальной политики. Например,  статуэтка поляка не фигурирует ни в одном официальном документе ИФЗ из-за сложности «польского вопроса». Статуэтка еврея хоть и была включена в список фигур первой очереди, но ее исполнение постоянно откладывалось – острота «еврейского вопроса». Первоначальный проект включал в состав 400 фигур. После скрупулезного отбора было принято решение об исполнении 73 народностей, т.е. 146 мужских и женских фигур в национальных костюмах.

При создании фигур мастера уделяли внимание не только костюму, но и характерным особенностям телосложения, пропорций, черт лица, в которых читаются чувства, ум, характер той или иной народности, даже воспроизведению правильной структуры волос (жесткие прямые или мягкие вьющиеся и т.д.). Фигуры исполнялись в бисквите, в фарфоре, с надглазурной и подглазурной полихромной росписью. Средняя высота – 40 см. Исполнялись и модели в уменьшенном размере - примерно 20 см.
В количестве 3-4 штук в год фарфоровые фигуры должны были ежегодно представляться к Императорскому Двору перед праздником Рождества Христова. Но Каменский работал быстрее - к началу 1913 года было выполнено 53 фигуры. С началом Первой Мировой войны темп замедлился. Революция прервала десятилетний выпуск серии. После 1917 года новые модели не создавались, однако свободная роспись фигур уже без этнографической точности продолжалась.

В библиографических источниках приводят разные цифры о количестве изготовленных фигур. Сегодня известно о существовании 74 моделей скульптора.  Сведений о тираже не сохранилось. Необычно и то, что материалы по изготовлению каждой отдельной скульптуры пока не удалось обнаружить – нет ни рабочих записей, ни эскизов Каменского.

Проект не имел аналогов в европейской практике. Коллекция «Народности России», созданная П.П. Каменским на Императорском фарфоровом заводе, стала воплощенной в фарфоре повестью о главном богатстве России — культуре населяющих ее народов.

В 2007 году на Императорском фарфоровом заводе началось восстановление легендарной серии. 12 лет скульпторы Анна Трофимова, Галина Белаш и Анатолий Данилов воссоздавали фигуры "Народностей России" с использованием технологий 3D-моделирования по оригиналам из коллекции Государственного Эрмитажа. В 2019 году к 275-летнему юбилею Императорского фарфорового завода проект был завершен. Сейчас полная коллекция фигур хранится в Фонде «Наследие» АО «ИФЗ».

Параллельно в 2012 году был открыт новый проект «Народности. Коллекция XXI». Скульптуры современной серии продолжают историческую коллекцию. Соблюдая размеры и стилистику работ, созданных П.П.Каменским, скульптор Анатолий Данилов работает над созданием образов народностей, населяющих Россию в XXI веке.  Первыми стали изображения народностей Ямало-Ненецкого автономного округа: ненцы, ханты, селькупы. Следующими героями серии стали парные фигуры Казанских татар. Как и мастера начала XX века скульптор  предваряет работу по созданию фарфоровых статуэток работой в архивах и этнографических коллекциях.

 

 

#пододнимнебом