Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

10.12.2020 22:03

 

Записки блокадного города. Ленинград 10 декабря 1942 года

 

В рамках марафона памяти «Чтобы помнить…» мы продолжаем публиковать тексты нашего эксперимента «Записки блокадного города».

 

 

 

 

Ленинград. 10 декабря 1942 года.

 

Вражеская дальнобойная артиллерия нарушила царившее в последнее время затишье, почти 5 часов город подвергался сильному обстрелу. Снаряды рвались в Кировском, Ленинском и Московском районах. 5 снарядов попали в хлебозавод на Смоленской улице. Всего по городу выпущено 116 снарядов.

В каждом районе осталось по 20-50 домов с недоделками по водопроводу. По городу числится всего 600 домов без воды, но все понимают, что цифра очень приблизительная, наверняка, проблем гораздо больше: 10 процентов населения – это 100 тысяч ленинградцев – встречают зиму без воды. На заседании горько констатируют: сами жильцы молчат об авариях и отсутствии воды, не возмущаются – привыкли за прошлый год. Куйбышевский и Дзержинский районы [ныне оба – части Центрального] – среди отстающих по работе водопровода, по количеству водоразборов, но в лидерах по количеству пущенных на самотек вопросов ликвидации аварий. Предельный срок ликвидации аварий устанавливают в 5 дней, а население теперь будут активно извещать о полагающемся каждому кипятке.

С декабря в городе массово снабжают жителей кипятком: бесплатно или продают в специально созданных столовых и чайных. «Кипятильников» по городу уцелело 600 – это значит, что раз в неделю гражданин получает кружку горячей воды. Зимой – это недопустимо, кипятильники должны работать в каждом доме, как и красные уголки – часто только в них и есть свет во всем доме. Вопрос качественных бытовых условий для людей приравнивают к показателю их работоспособности, а значит – и качеству работы оборонных предприятий.

В Октябрьском районе [ныне Адмиралтейский] работает одна прачечная, которая, конечно, не может справиться со всеми нуждами района. Обе районные бани – № 3 и 4 –  работают в половину мощности, большинство жителей ходят мыться в Ленинский район [ныне часть Адмиралтейского]. В банях грязно, холодной воды нет, стекла разбиты, дует. 18 районных парикмахерских не обеспечены топливом, приборы не дезинфицируются, в самих помещениях тут же сушат и стирают белье, персонал работает в неряшливых халатах. Есть и злоупотребления: в парикмахерской на улице 3 Июля [ныне Садовая] разрешено брать произвольную плату за работу. За окраску бровей - 10 рублей, за завивку волос – 10 рублей, да еще и керосин свой приносить требуют. Проблемы в работе бытовых мастерских тоже никуда не исчезли. В мастерской на Плеханова, 38 в маленькой комнатушке работают 14 человек, «тут же стоит ведро, переполненное нечистотами, в которое ходят работники». Работают часто без прейскуранта, а обувь, например, могут принимать в неделю по 2-3 пары, - и все. Есть и мародеры – те, кто берут за работу с населения продукты. Решено провести несколько показательных процессов –  в блокадном городе такие случаи недопустимы.

Бороться надо и с расхитителями социалистической собственности в столовых. Обращают внимание на Красногвардейский район [с 1936 по 1947 год Красногвардейским назывался Калининский район; современный Красногвардейский район восточная часть этого Калининского района]. Проверка столовых показала: многие «имеют нехороший вид», грязно, нет ложек и вообще посуды – могут налить обед хоть в кувшин посетителя, – очереди к столам, обеды с запахом гнили, а горячих напитков нет и в помине. Да и меню бывает не слишком разнообразным: «пшенная каша на завтрак, пшенный суп на обед и пшенная каша на ужин». Конечно, так не везде. В столовой № 19 завода им. Сталина «чисто, народ культурный, … ветчина, рисовая каша, рисовые биточки, пшенные биточки, компот». Но почти везде обвешивают покупателей. Столовая № 2, например, недодала в месяц «на одного человека» 400 г мяса служащему, 200 г рыбы, 280 г компота рабочему. Недовешивают граммы, а «собираются целые пуды», которыми потом «спекулируют на рынке». На заседании Ленгорсовета подробно рассматривают варианты решения всех этих проблем: в итоговом протоколе прописывают даже специи («уксус перец и пр.»), которые будут теперь добавлять в пищу. И, конечно, ужесточают спрос с директоров самих столовых, и со всего руководства района.

 

#чтобыпомнить