Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

28.03.2020 11:02

 

Мы продолжаем знакомить вас с историями, которыми в рамках марафона памяти «Чтобы помнить…» делятся наши жители. Житель МО Ивановский Владимир Владимирович Турбин, ребенком переживший все 900 дней блокады, принес нам рукопись своего рассказа о встрече с одним из героев, принимавшем участие в освобождении Ленинграда от блокады. Мы помогли Владимиру Владимировичу перевести рукопись в электронный вид, и с его разрешения публикуем эту личную историю. 

 

Рукопожатие героя

 

 

Однажды, это было накануне празднования 30-летия победы в Великой Отечественной войне, я по радио услышал сообщение о предстоящей встрече ветеранов-саперов, воевавших на Ленинградском фронте в районе Синявинских высот. Встреча намечалась во дворе Артиллерийского музея. Причем сообщалось далее, что встречать однополчан будет бывший комбат батальона Иван Иванович Соломахин.

Я долго вспоминал, где же я встречал эту фамилию, пока, наконец, не вспомнил – в книге Б.В. Бычевского «Город-фронт». Во время войны автор книги был начальником Инженерного управления Ленинградского фронта, в подчинении которого находились саперы, подвиг которых при взятии Синявинских высот отмечен автором книги. Вспомнив, я поспешил к Артиллерийскому музею, и у его входа заметил крепкого мужчину, который приглядывался к входящим. Я решительно подошел к нему, представился и спросил: «Вы Иван Иванович Соломахин?» «Да», – ответил он, пристально рассматривая меня. Я сказал, что в детском возрасте пережил все 900 дней блокады, и что мне известен подвиг саперного батальона в августе 1943 года по взятию Синявинской «чертовой высоты». Поэтому, услышав по радио о предстоящей встрече саперов, я прибыл сюда, чтобы увидеть вас и просто в знак признательности пожать вам руку. Он подал мне руку, я пожал ее и, откланявшись, отошел.
Подвиг Соломахина, который он совершил вместе со своим 106-м инженерным батальоном, знаком каждому, кто жил в блокадном Ленинграде. С 11 на 12 августа 1943 года майор Иван Соломахин осуществил уникальную операцию по взятию в ходе ночной атаки «чертовой высоты» на Синявинских высотах – опорного пункта немцев на высоте почти 45 метров, которую безуспешно штурмовали наши войска много недель подряд. Немцы ныряли в «лисьи норы» в стенках траншей с началом нашей артподготовки и успевали выскочить из них, пока наша пехота карабкалась из болот к гребню высоты. Именно отсюда враг корректировал огонь по позициям наших войск, а также по построенной железной дороге, связывающей Ленинград с большой землей, и проходившей вдоль южной кромки Ладожского озера.

Майор И.И. Соломахин первым предложил ударить по врагу ночью. На сопке, по высоте – копии Синявинской, оборудовали опорный пункт как у немцев, и каждую ночь отрабатывали траншейный бой повзводно, вооруженные заточенными саперными лопатками и автоматами.

В ночь 11 августа без артподготовки в течение двух с половиной часов ползли к подножию высоты саперы батальона – 260 человек. Наконец три зеленые ракеты Соломахина подняли роты в атаку. Частые автоматные очереди, взрывы гранат. Связной от  радистов – донесение  Соломахина по радио: «Высота взята за 20 минут. Основная часть немецкого гарнизона – уничтожена, 100 человек взяты в плен. Наши потери – 16 бойцов. Захвачена гряда Синявинских высот, шириной 500 метров, в глубину – 300 метров». Радиоперехват нашими радистами: командир 61 дивизии немцев панически оправдывается перед командующим 18 армии Линдеманом: «Нас атаковали два полка специальной “болотной дивизии” русских». Далее Соломахин по радио докладывал: «Пехоты от 128 дивизии, которая должна была закрепиться на захваченном участке Синявинской гряды, нет. Противник начал по нашему расположению артиллерийский огонь». Из-за отсутствия своевременной поддержки от атаковавшего саперного батальона осталось в живых лишь 16 человек. После ночного штурма немцы яростно контратаковали, бои по всей гряде Синявинских высот продолжались еще месяц.

После войны саперам на «чертовой высоте» был установлен памятный знак – вкопана металлическая труба, на торец который приварено дно, и на нем гравер нанес дату взятия высоты. Я видел этот памятный знак, а когда недавно побывал на знаменитой высоте – не нашел его. Сейчас там обширный мемориал в честь воинов, павших на Синявинских высотах.

Однажды я пришел в Таврический сад и, гуляя по его аллеям, обратил внимание на здание музея А.В.Суворова, желание посетить музей возникло внезапно. На втором этаже музея меня заинтересовал стенд, посвященный награждению командиров на Ленинградском фронте орденом Суворова. Среди отмеченных наградами, я увидел знакомую фамилию И.И.Соломахина, получившего орден Суворова III степени за успешный штурм Синявинской высоты в августе 1943 года. На стенде было пояснение, что орден Суворова учрежден указом Президиума ВС СССР 29 июля 1942 года трех степеней. Орден Суворова III степени предназначался  для награждения командиров батальонов и рот за умелую организацию и осуществление победного боя меньшими, чем у противника, силами. Этому предназначению полностью соответствовал майор Иван Иванович Соломахин. Благодаря таким людям мы победили.

Владимир Владимирович Турбин

житель блокадного Ленинграда,
заместитель председателя общественной
организации «Дети Блокады 900»

 

 



 

 

#чтобыпомнить