Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

30.04.2021 16:00

 

 

 

Уважаемые жители, мы завершаем публикацию серии статей, посвященных проблеме наркотической и других видов зависимостей, заведующего ДПО №1 "Наркологический кабинет Невского района", врача психиатра-нарколога высшей категории Вадима Александровича Ветласенина. В этой статье Вадим Александрович расскажет об основных причинах, которые могут толкнуть человека на путь зависимости.

 

Ваш близкий зависим? В чем причина беды?

 

Уважаемые читатели, в предыдущих статях Вы могли прочитать, о том, как заподозрить и убедиться в том, что проблема с наркотиками все же существует, что такое и как преодолеть созависимость. Вы, может быть, впервые взглянули в глаза проблемам. Вы сделали первый шаг на пути к избавлению от зависимости. В этой статье речь пойдет о причинах формирования зависимостей. Так как толькоувидев причины проблем, можно от них избавиться. Недаром есть поговорка «предупрежден – значит вооружен». Зная и понимая причины формирования зависимости можно недопустить множества ошибок, которые окажутся фатальными в воспитании детей, и избавиться от уже имеющихся проблем.

Напомню, что опасность употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте заключается в том, что у несовершеннолетних очень быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и останавливается личностный рост, разрываются и деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются внутрисемейные отношения, часто затруднено образование собственной семьи. И именно в подростковом возрасте наиболее вероятно формирование зависимости.

 

Какие же черты подростковой личности способствуют появлению аддиктивного (зависимого) поведения?

Повышенный эгоцентризм, тяга к сопротивлению, упрямство, протест, борьба против воспитательных авторитетов, стремление к неизвестному, рискованному, обостренная страсть к взрослению, стремление к независимости и отрыву от семьи, незрелость нравственных убеждений; болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность, склонность к преувеличению степени сложности проблем, кризис идентичности (неспособность найти свое место в мире), преувеличенные поведенческие реакции (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, детские), низкая переносимость трудностей, преобладание пассивных стратегий в преодолении стрессовых ситуаций. Личносто-психологическими факторами, обуславливающими предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, является деформации в мотивационной и смысловой сферах подростков. Проще говоря, эти изменения могут привести к тому, что у подростка вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании и самоопределении, появляются ложные мотивы в «острых ощущениях негативного свойства». А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у нормального человека гармонично связаны между собой. Пагубные изменения в побудительной сфере сказываются на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью, и выражаются в самовредительстве и вредительстве другим людям.

Можно выделить несколько групп факторов, способствующих формированию зависимости:

- конституционально-биологические (наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями, патологии беременности и родов, травмы головного мозга, наличие психических расстройств различной этиологии);

- социальные (неблагополучная семья, низкий социальный уровень, отсутствие эмоционального контакта между членами семьи, неполная семья, широкое распространение злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами в данном районе, активная пропаганда в средствах массовой информации молодежной субкультуры, связанной с употреблением наркотиков, неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних, проживание в районах с низким имущественным цензом, культуральное (т.е. обусловленное традициями, характерными для национальностей, проживающих в данном районе));

- индивидуально-психологические: подражание более старшим или авторитетным сверстникам, попытки нейтрализовать эмоциональные переживания, черты личности, такие как гедонизм (страсть к получению удовольствия), авантюризм, возбудимость, пониженная самооценка, неустойчивость характера, протестные реакции, направленные против старших, самоуничтожающее поведение, любопытство, низкий уровень самоконтроля, подчинение давлению, угрозам, отсутствие социально-ориентированных интересов, психологическая и социальная незрелость подростка, трудности адаптации к условиям социальной среды, отклонения поведения (пропуски занятий, плохая дисциплина в школе), юношеская делинквентность - т.е. антисоциальное поведение;

- семейные факторы: родители сами злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, когда имеется генетическая предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, слабые социальные связи семьи, низкий образовательный уровень у родителей, отсутствие ясных норм и правил в семье, хаотичный уклад жизни в семье, антисоциальное поведение и насилие в семье, факторы нарушения семейной системы (неполная семья, вновь созданная и т.д.), серьезные конфликты между родителями, патологические типы воспитания (гиперопека и гипоопека), постоянннная конфликтность взаимоотношений, между членами семьи отсутствуют эмоциональная близость, сплочённость, привязанность, родителей не интересуют успехи детей и не ждут больших успехов, родители терпимо относятся к употреблению психоактивных веществ и отклонениям поведения.

 

Подростки, да вообще зависимые люди, могут употреблять психоактивные средства с разными целями, но основные – эти модели пристрастия:

- успокаивающая модель: психоактивные вещества употребляются для достижения душевного спокойствия, снятия напряжения, для расслабления, ухода от действительности, от неразрешимых жизненных проблем, для избавления от тревоги, депрессии, апатии;

- коммуникативная: может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности, для облегчения общения со сверстниками, для преодоления чувства замкнутости, стеснительности, неуверенности;

- активирующая: для подъема жизненных сил, усиления активности, повышения самооценки;

- гедонистическая: употребление происходит для получения удовольствия;

- конформная: стремление подражать лидерам, некритично принимать все, что скажет коллектив, к которому принадлежит подросток;

- манипулятивная: психоактивные вещества используются для манипулирования и эксплуатации других;

- компенсаторная: с помощью наркотиков зависимые компенсируют неполноценность личности, дисгармонию характера.

 

Вот причины, которые могут толкнуть не только подростка, но взрослого человека на путь зависимости. При этом не важно, что такой пациент употребляет (наркотические средства или алкоголь). Вылечить алкоголизм не проще, чем наркоманию. Важно то, что человек теряет свободу и становится рабом психоактивного вещества (разрешенного законом, как алкоголь, или запрещенного, за употребление которого следует уголовная или административная ответственность). Исправить ошибки прошлого и недопустить ошибки в воспитании детей очень и очень сложно и часто невозможно без помощи специалистов профессиональных воспитателей, учителей, психологов, психотерапевтов и наркологов.

Вы, наверное, на протяжении всей статьи ждали от меня совета, как не допустить или избавиться от зависимости, и единственная рекомендация, предотвращающая все возможные ошибки и вопросы – это обратиться к специалисту, не отдавая ситуацию на откуп заблуждениям, иллюзиям, психологическим комплексам, которые могут завести Вас и ваших близких в бездну зависимости. Каждая ситуация, каждый пациент и, как следствие, помощь ему – сугубо индивидуальны. И подводя итоги, можно сказать, что Вы, уважаемые читатели, получили необходимую информацию для осознания проблемы, чтобы с успехом выбраться из тупика и сделать шаг к избавлению от зависимости.

 

Заведующий ДПО №1. Наркологический кабинет Невского района,

врач психиатр-нарколог высшей категории

Вадим Александрович Ветласенин