Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

20.12.2021 09:16

 

О мастере фарфорового букета 

 

Петербургский краевед Вера Федоровна Андрейчева, член Русского генеалогического общества, автор нескольких книг по истории Невского района, продолжает делиться с нами своими знаниями. В этой статье Вера Федоровна расскажет о мастере Императорского фарфорового завода, создавшем легендарный фарфоровый букет.

 

 

В отделе Государственного Эрмитажа «Музей Императорского фарфорового завода» есть уникальный экспонат – белый букет из бисквита на круглом голубом пласте под стеклянным колпаком на рессорном столе. Способ изготовления этого букета из цветов с тонкими стеблями и тычинками, с полупрозрачными лепестками и сегодня остается секретом.

 

С 1930-х гг. до недавнего времени автором фарфорового букета считался Пётр Ульянович (Иулианович) Иванов – мастер Императорского фарфорового завода, составитель фарфоровой массы. Правда, в его биографии смущали некоторые нестыковки. Например: подтверждённый документально факт смерти Петра Ульяновича Иванова в 1831 г. и восторженные отзывы о выполненных им фарфоровых цветах в журнале «Северная пчела» в 1838 г. с пожеланиями ему радости.

Старшему научному сотруднику отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа Наталье Сергеевне Петровой удалось разобраться с противоречиями в биографии мастера фарфорового букета.

Дело в том, что на Императорском фарфоровом заводе в одно время с Петром Иулиновичем Ивановым и после его смерти, работал скульптор Пётр Иудович Иванов. Их имена и отчества (Петр Иудович и Пётр Иулианович) чаще всего записывали одинаковыми инициалами «П.И.». Совпадают и их фамилии.

Вот какую историю, связанную с Пётром Иудовичем Ивановым, удалось восстановить мне при исследовании архивных документов. Пётр Иудович Иванов был незаконнорожденным. Его мать – вольноотпущенная девица. Отпущена она была от Алексея Алексеевича Случановского, служившего помощником директора Императорского фарфорового завода. Родился Пётр Иудович в 1806 году. Его крёстным отцом был Иван Семёнович Жерихов.

Предполагаемый отец Петра Иудовича Иванова -петербургский купец Иуда Иванов - скончался в 1807 г. «от старости» в возрасте 65 лет и был погребён на Фарфоровском кладбище. Его завещание было «за неумением грамоте и неимением глазами зрения не подписано, а словесно удостоверено при исповеди». Иуда Иванов завещал всё своё имущество вольноотпущенной девице Елене Алексеевой как «жившей у него в услужении» и её сыну (имя сына не названо).

Однако у Елены было четверо детей: Иван, Пётр, Мария и Павел. Иван и Пётр родились до смерти Иуды Иванова, а Мария и Павел – после. Все они числились незаконнорожденными, так как их мать оставалась «вольноотпущенной девицей». Два старших сына Елены – Иван и Пётр имели отчество Иудовичи (Юдовичи) и фамилию Ивановы. Как удалось Елене Алексеевой в дальнейшем записать не только Петра, но и ранее родившегося своего сына Ивана с отчеством Иудович и фамилией Иванов – остаётся секретом.

В числе имущества, перешедшего по духовному завещанию купца Иуды Иванова Елене Алексеевой, был кирпичный завод в Смоленской ямской слободе (полный список унаследованного ею имущества неизвестен). Земля, на которой размещался завод, принадлежала ямщикам Смоленской ямской слободы, и с ними Елена Алексеева заключила в апреле 1807 г. контракт на аренду земли.

Имущество этого завода Елена отдала по другому контракту в содержание купцу Ивану Семёновичу Жерихову. Однако между владелицей завода и арендатором возникли разногласия. Елена обратилась в Земский суд. Она заявляла, что по условиям контракта ей полагалось получать 50% барышей в течение семи лет использования завода. Елена, по всей вероятности, была неграмотна. Иван Жерихов предъявил суду контракт, в котором о 50-ти процентах барышей, предназначенных Елене, упоминаний не было. Предъявил он и какие-то документы о переданных им Елене суммах.

Из найденных архивных документов понятно, что Елена Алексеева не смогла толково распорядиться наследством, полученным от Иуды Иванова, позволявшим ей жить безбедно.

В 1811 г. по её просьбе и по именному высочайшему указу, данному правительствующему сенату, Пётр Иудович Иванов вместе со своим старшим братом Иваном были приписаны к Императорскому фарфоровому заводу навсегда в мастеровые. В 1819 г. они числились резчиками.

Видимо, Пётр Иудович был более искусным резчиком, чем его брат. В разные годы он был награждён серебряной и золотой медалями с надписями «За усердие» на Анненских лентах для ношения на шее.

Как пишет Н.С. Петрова, букеты из белых бисквитных цветов на голубых пластах Пётр Иудович Иванов начал делать во второй половине 1830-х годов. Количество их неизвестно, так как утрачены многие архивные документы 1830-1840-х гг., но некоторые изделия, выполненные мастером, можно видеть в собрании Государственного Эрмитажа.

Фарфоровый букет, сделанный Петром Иудиным Ивановым, собирались показать на первой Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне, но запоздали с изготовлением рессорного стола для этого хрупкого экспоната. Букет на Всемирную выставку не попал. Однако многие из побывавших там фарфоровых вещей вернулись на родину повреждёнными или совсем разбитыми.

Скончался Пётр Иудович Иванов 10 февраля 1856 году.

Его сыновья также, как он, работали на Императорском фарфоровом заводе, а его потомки и сейчас живут в Санкт-Петербурге.

А что касается секрета изготовления фарфорового букета, то в разных источниках есть сообщения о том, что этот секрет всё же был раскрыт работавшими на Фарфоровом заводе супругами Пименовыми, якобы, повторившими знаменитый букет. Фарфоровые букеты других мастеров можно видеть в отделе Государственного Эрмитажа «Музей Императорского фарфорового завода», но искусство исполнения фарфорового букета мастера Петра Иудовича Иванова остаётся недосягаемым.

 

Вера Андрейчева