Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

21.11.2022 09:00

 

 

Краевед Вера Федоровна Андрейчева продолжает знакомить нас с историей нашего округа и района.

 

 

Рассматривая старую гравюру  

 

 На гравюре середины XIX в. из дореволюционного журнала «Нива» изображена центральная часть села Императорского Фарфорового завода (ИФЗ). Величественное одноэтажное на высоком подвале здание завода построено в 1780-е гг. по проекту архитектора С.П. Берникова. Изначально оно состояло из двух корпусов, выстроенных в одну линию и подведенных под одну крышу. В обоих корпусах помещались производственные подразделения, склады, а также контора завода.

В советское время здание было надстроено на один этаж, и таким дошло до нашего времени. Своим лицевым фасадом, обращённым к Неве, оно выходило на Шлиссельбургский тракт (ныне проспект Обуховской Обороны). На этой важной магистрали движение всегда было оживлённым.

За главным зданием ИФЗ на гравюре видны ещё несколько небольших зданий, также принадлежавших заводу. Теперь на их месте размещаются два больших корпуса, построенных вплотную друг к другу. Один из этих корпусов построен без всяких украшений в 1960-х гг. Другой, нарядный административный корпус, – в 1975 г. В этом корпусе, кроме прочего, находится главная проходная предприятия, Музей Императорского Фарфорового завода (один из экспозиционных комплексов Государственного Эрмитажа), галерея, а также магазин, где можно купить роскошную фарфоровую продукцию завода.

На другой стороне Шлиссельбургского тракта, на насыпном мысу, на гравюре изображена церковь Преображения Господня с колокольней, окружённая пышной зеленью, в тени которой располагалась самая старая и богатая часть Преображенского Фарфоровского кладбища. От этого великолепия сейчас остался лишь выступ на набережной. Церковь и кладбище были уничтожены в 1930-е гг. при строительстве Володарского моста.

Изображенный на гравюре в природном состоянии берег Невы довольно высок и крут. Спуски с него ведут к мосткам, с которых удобно было черпать воду для бытовых нужд, и к причалу яличного перевоза. Общественным средством сообщения через Неву до постройки мостов служили ялики – небольшие лодки с одной или двумя парами вёсел. Яличный перевоз в села ИФЗ содержали частные лица, которые заключали договоры с администрацией завода.

Набережная Невы напротив заводских зданий в селе Фарфорового завода была обустроена только в конце XIX в. Она была деревянной. Здесь же в 1901 г. для жителей села была устроена купальня. В 1901 г. набережная так сильно была повреждена ледоходом, что в некоторых местах пешеходная дорога обвалилась. На ремонт потребовалось более четырёх тысяч рублей. Во второй половине 1920-х гг., в связи со строительством Володарского моста, эта набережная была облицована камнем. В настоящее время она пребывает в печальном состоянии и требует не только ремонта, а скорее всего – реконструкции.

 

Вера Андрейчева