Мы ВКонтакте
Версия для слабовидящих
Поиск по сайту

 

Новости

 

22.07.2020 22:51

 

Как город становится родным?

 

В рамках проекта «Под одним небом» мы задали этот вопрос депутату муниципального совета нашего округа, директору ГК «Савалан» Эльшану Гамзаеву.

 

– Эльшан Алекберович, как вы познакомились с Петербургом?

Тогда еще Ленинградом, это же было в 1987 году. Познакомился очень просто: приехал на летние каникулы к дяде, он жил в Невском районе, на улице Бабушкина. Был вот такой же июль, как сейчас, вокруг все новое и незнакомое. Первым делом, я, конечно, отправился в Эрмитаж, потом на катере – в Петродворец и так далее. Впечатления остались очень хорошие, поэтому через два года, когда окончил школу, приехал сюда поступать в Ленинградский электротехнический институт связи (сегодня это Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича). ЛЭИС тогда был, кажется, единственным на весь СССР вузом, где готовили связистов.

– И он тоже в Невском районе, на проспекте Большевиков. А какие еще адреса в районе для вас важны?

– Улица Крупской (улыбается). Отсюда, из Невского райвоенкомата меня после первого курса призвали в Советскую армию, сюда же я вернулся, уже из армии российской. Мне повезло: когда узнали, что я из ЛЭИС, отправили в полк связи в Ленинградской области, в поселок Каменка. Через полгода после учебки попал в штаб 76-й воздушной армии Ленинградского военного округа и оставшиеся полтора года служил на Дворцовой площади, дом 4, был начальником радиорелейной станции р-140 высокой дальности.

 

 

– Как складывались отношения с товарищами по службе?

– Хорошо! Хотя я был единственным азербайджанцем среди славян, но никаких проблем это не вызывало. До сих пор вспоминаю то время, как одно из самых лучших. Во-первых, я служил на Дворцовой – своими глазами видел, как творилась история, помню и митинг против ГКЧП в августе 1991-го, и другие события. Во-вторых, командир роты и замполит оказались выпускниками Бонча. Это образование высоко ценилось. Из армии я пришел с богатым опытом, многое попробовал на практике, что мои однокурсники пока изучали в теории... Еще особенные для меня места в районе – это два парка: Куракина дача и парк имени Бабушкина. Там мы гуляли с детьми. Они родились уже в Петербурге, хотя с женой я познакомился в Азербайджане, когда навещал семью. Сейчас сыновья уже большие, старший окончил Политех, стал специалистом по международному менеджменту, а младший – выпускник экономического университета СПбГУ. Знаете, я думаю, город становится родным, когда ты вот так связываешь свою жизнь с ним, шаг за шагом, получаешь возможности – учиться, работать, строить бизнес, но и вносишь свой вклад.

 

 

– Вы про общественную деятельность?

– Мой отец был депутатом Верховного совета Азербайджанской республики в 1990-1995 годах. Мне знакома эта работа, она очень ответственная, поэтому я уже второй раз стал депутатом муниципального совета округа Ивановский. В первый раз вошел в комиссию по благоустройству, в этот раз ее возглавил. Мне кажется, это самое важное направление, и это же естественно – заботиться, чтобы там, где ты живешь, было чисто, красиво, комфортно. Проблем достаточно, но и решается много.

 

 

– Как считаете, для приезжих много значит поддержка диаспоры?

– Диаспора – это объединение, в первую очередь, для общения на родном языке. Если 100 тысяч азербайджанцев живут в Петербурге, у них должна быть какая-то община, верно? Азербайджанская диаспора сложилась здесь в 80-х, я присоединился уже в 90-х годах. В нее входят уважаемые люди – учителя и преподаватели университетов, юристы, врачи, режиссеры, руководители крупных предприятий, бизнесмены. Здесь можно увидеться с соотечественниками, познакомиться, отпраздновать вместе национальные праздники: 28 мая – День Азербайджанской Демократической Республики, 31 декабря – День солидарности азербайджанцев всего мира и т. д. Можно и получить юридическую помощь, например, узнать, куда обращаться за регистрацией или патентом на работу, какие нужны документы. Хотя, насколько я знаю, поток азербайджанской миграции в Россию сейчас небольшой. Основное направление деятельности диаспоры – все-такие культурное. Это не только праздники. Например, на средства Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга (так это официально называется) был открыт памятник «Дети войны» на площади Мужества...

– Знаю, что и вы выделяли деньги на памятник – в нашей 331-й школе.

– Да, я финансировал и создание, и установку памятника. Скульптором был Алексей Зазуля. Этот барельеф посвящен учителям, которые работали в блокаду. Поймите, у меня дед по отцовской линии почти всю войну прошел, до Петербурга не добрался, а вот дед по материнской линии 2 года 6 месяцев воевал на Ленинградском фронте. Очень много мне рассказывал, как был ранен, как попал в госпиталь, как ему помогала девушка по имени Вера... Один из родственников деда – Мирза Джабиев – получил звание Героя Советского Союза за взятие 5-го форта в Кёнигсберге. А дяди моего отца служили в 416-й Таганрогской Азербайджанской дивизии, оба погибли на войне. Тогда не нужно было никого учить толерантности, в одном окопе были и Мамед, и Вася, и Гурген... И все они защищали одну Родину.

– Еще на ваши средства снимали фильм «Учитель» по сценарию Алексея Германа-младшего. А кто для вас Учитель с большой буквы?

– Многие! Мой отец работал учителем истории и обществознания, в последующем – партийным работником, сейчас он, конечно, на пенсии уже. Мой дядя – доцент, заслуженный учитель Азербайджана. Мой классный руководитель была учителем русского и литературы. Она заставляла меня каждый день учить по 10-15 русских слов, благодаря этому, когда я переехал в Петербург, по-русски говорил свободно. Для меня учитель – человек, которому нужно низко поклониться. Он по значимости не уступает родителям: они дали жизнь, он – знания. Я считаю, если человек не стремится получать новые знания, он становится просто... существом. Ни знаний, ни памяти, ни понимания...

– Ни толерантности? Как бы вы объяснили простыми словами, что это такое?

Простыми? Тогда толерантность – это умение принять гостя. Вот в Баку к гостям доброжелательно относятся, хочешь – разговаривай по-русски, никто коситься не будет. Почему в Петербурге-Ленинграде должно быть по-другому? Я сам не терплю, если кто-то оскорбляет людей другой национальности. Некоторые оправдывают свою злость, ссылаются на непорядочных людей, которые обидели, обманули, плохо выполнили работу... Но, во-первых, у непорядочных людей нет национальности, во-вторых, разве можно за поступки отдельных людей ненавидеть многомиллионный народ? Как так? Мне кажется, мы давно не говорили об этом открыто. Надеюсь, проект «Под одним небом» создаст поле для дискуссий и поможет доброжелательно взглянуть на соседей по округу, району, городу!

 

 

 

 

 

Беседовала Анна Чуруксаева

 

#пододнимнебом